Темповая задержка речи: причины, диагностика, коррекция

Содержание
  1. Темповая задержка речевого развития речи у детей
  2. Проявления болезни
  3. Почему возникает
  4. Диагностика и симптомы нарушения
  5. Исправление темповой задержки речи
  6. Что такое темповая задержка речевого развития
  7. Особенности темповой задержки речевого развития у детей
  8. Виды задержки речевого развития
  9. Причины появления
  10. Симптомы и признаки
  11. Диагностика
  12. Лечение
  13. Профилактика
  14. Задержка психоречевого развития (ЗПРР). Лечение ЗПРР у детей
  15. Причины ЗПРР
  16. Симптомы ЗПРР
  17. Лечение ЗПРР
  18. Задержка речевого развития у детей: проявления и коррекция
  19. Почему возникает нарушение
  20. Нормы развития речи
  21. Как проявляются отклонения
  22. Как проводится диагностика
  23. Коррекция расстройства
  24. Возможные осложнения
  25. Профилактика расстройства
  26. Задержка речевого развития или ЗРР – причины, симптомы, коррекция
  27. Признаки задержки речевого развития
  28. Причины задержки речевого развития у детей
  29. Диагностика задержки речевого развития
  30. Возможные последствия
  31. Коррекционно-развивающая работа при задержке речевого развития
  32. Прогноз и профилактика задержки речевого развития

Темповая задержка речевого развития речи у детей

Темповая задержка речи: причины, диагностика, коррекция

Темповая задержка речевого развития (ТЗРР) − явление, требующее комплексной диагностики для постановки диагноза. Многие родители не обращают внимания на лепет ребенка до трех лет.

Действительно, все дети разные: одни бессвязно бормочут и долго не выговаривают конкретные звуки, у других речь чистая.

Тот факт, что малыш долго молчит, не всегда является патологией, но лучше в этом убедиться, посетив специалиста.

По статистике, отклонение регистрируется у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек. ЗРР, или задержка речевого развития, встречается у 3–10% детей. Нарушение затрагивает все компоненты речи: воспроизведение звуков, словарный запас, грамматику фраз и умение связывать слова. Код по МКБ-10 – F 80.

Проявления болезни

Несмотря на рекомендации педиатров наблюдать за развитием ребенка с рождения, это отклонение обнаруживают чаще всего при оформлении в детский сад в возрасте от трех лет.

ЗРР выражается в сниженной активности речи по сравнению с нормой при отсутствии нарушений в связочно-мышечном аппарате. Диагноз устанавливается после заключения врачебной комиссии, состоящей из логопеда, психолога и невролога.

Основанием для подозрения считается недостаточный, ниже минимального уровня, словарный запас в возрасте до 3-х лет.

Типы отклонения по типу поражения аппарата:

  • Органическая форма возникает в результате перенесенной инфекции при беременности, как осложнение травм и заболеваний, повлекшее за собой поражение нервной ткани головного мозга.
  • Сенсорная вызвана тугоухостью, ребенок не слышит, не воспроизводит речь.
  • Темповая, или социально-педагогическая, означает, что пациент не испытывает необходимости разговаривать по разным причинам.

Нельзя недооценивать важность ЗРР, в последующем она отражается на формировании личности человека. Кроме того, возможна задержка психоречевого развития.

Почему возникает

Само название социально-педагогическое нарушение объясняет этиологию и указывает на факторы, способствующие возникновению патологии. Причины отставания в развитии речи:

  • игнорирование малыша взрослыми, ребенку не с кем разговаривать;
  • гиперопека, при которой не нужно ничего просить, все и так дадут;
  • нездоровая атмосфера внутри семьи, постоянные конфликты родителей;
  • мама и папа общаются на разных языках.

В семьях, где единственный собеседник малыша – телевизор, словарный запас ограничивается фразами из мультфильмов. Чрезмерное сюсюканье также провоцирует негативную реакцию.

Насторожить родителей может использование малышом жестов, мимики для получения необходимой информации.

Он привлекает к себе внимание различными звуковыми сигналами, может дергать взрослых за одежду для активизации внимания.

Диагностика и симптомы нарушения

Неразговорчивость может отражать характер ребенка, однако, излишняя пассивность и нежелание участвовать в ролевых играх в возрасте 3-х лет должны послужить поводом для обращения к специалисту.

Основные признаки ЗРР – это нежелание ребенка разговаривать при отсутствии патологии со стороны органов и систем, в том числе, при сформированных связках и артикуляционном аппарате.

Важно не путать темповую ЗРР с дизартрией, когда причина патологии в поражении участка головного мозга, отвечающего за формирование речи. Ребенок все понимает, но не может выразить свою мысль.

Методы определения нарушения отличаются в зависимости от возраста:

  • Период до формирования речи (2-8 мес.): обращают внимание на аномалии бормотания, кривляния без звуков, однозвучные возгласы.
  • С 4-х месяцев патологией считается, если ребенок не выражает эмоций на события (во время игры, при уходе мамы).
  • С полугода дети в норме уже различают перемены интонаций, повторяют за взрослыми некоторые слова. При произношении его имени даже шепотом, они реагируют. Могут показать на картинке животное.
  • В 12 месяцев при ЗРР малыш не реагирует на звуки.
  • В 18 месяцев он все еще не справляется с произношением простых слов, но повторяет за другими, при этом темп речи снижен.
  • У 2-х летнего ребенка словарный запас порядка 50-100 фраз. Его речь уже состоит из простых предложений, он понимает, что ему говорят, выполняет просьбы (может принести игрушку, показать картинку).
  • При наличии патологии у трехлетних детей их с трудом понимают даже родные, такова степень нарушений произношения.

Диагноз темповая задержка речи не ставится только на основании этих признаков. Необходимо получить комплексную оценку состояния здоровья ребенка у разных специалистов.

Большое значение в коррекции данного состояния имеет ранняя диагностика. При обращении к врачу после 4-х лет коэффициент успешной терапии составляет лишь 0,5%.

При постановке ЗРР обязательно проводят дифференциальную диагностику с другими патологическими отклонениями речи. Постановка диагноза возможна только после выявления причины и характера нарушений.

Среди заболеваний, сопровождающихся задержкой речевого развития, детский аутизм. Первые симптомы возникают в возрасте 2,5-3 лет. Ребенок может повторять фразы, говорить о себе, как о третьем лице.

Отмечается также манерность, превышение или снижение порога чувствительности.

Малыш с синдромом Дауна отличается от здоровых детей внешне и имеет врожденные заболевания сердца, в результате умственной отсталости речь формируется медленно. Детский церебральный паралич (ДЦП) также приводит к задержке речевого развития. Чтобы исключить органические заболевания, пациента осматривают узкие специалисты (генетик, сурдолог).

Исправление темповой задержки речи

Терапия отклонения может быть традиционной и альтернативной. Схема лечения включает прием медикаментозных препаратов: витаминов, ноотропов, лекарств для стабилизации процессов нервной системы и нормализации церебрального кровотока.

В качестве физиотерапии используют магнито- и электрорефлексотерапию для стимуляции с помощью передачи импульсов участков головного мозга, ответственных за развитие речи. Схема терапии подбирается индивидуально в зависимости от причин, вызвавших отставание от нормы.

При социальных причинах стимуляция осуществляется через создание благоприятных для развития условий, подбор материалов для правильной речи и проговаривание всех действий.

Хороших результатов в развитии навыков речи добиваются с помощью рисования, лепки, вышивания. Большую роль в психологической и социальной адаптации играет катание на лошадях, плавание с дельфинами. В зависимости от возраста ребенку подбирают комплекс логопедических занятий для коррекции произношения звуков.

Иногда возможен так называемый «языковой взрыв», когда дети начинают говорить спонтанно и в больших объемах. Отмечается резкое увеличение словарного запаса. Чаще всего это происходит в летнее время года, во время активного роста. Толчком может послужить знакомство со сверстниками, занятия в небольших группах.

Профилактика задержки речи начинается еще в период беременности и заключается в поддержании здоровья будущей мамы и плода, создании оптимальных условий для его развития. В период до 3-х лет необходимо уделять внимание формированию речи ребенка и покупать ему развивающие игрушки, подобранные с учетом возраста. В 2–2,5 года нужно запланировать посещение логопеда.

Успех лечения зависит не только от раннего обращения к специалистам, но и от готовности родителей уделять время ребенку вне лечебного кабинета. Комфортная обстановка в семье является залогом развития здорового психологически и адаптированного к общению в социуме малыша. Чтобы не допустить задержки речи, необходимо больше времени проводить, общаясь с ним и наблюдая за его реакцией.

Источник: https://LogopediaCentr.ru/narusheniya-rechi/tempovaya-zaderzhka-rechevogo-razvitiya/

Что такое темповая задержка речевого развития

Темповая задержка речи: причины, диагностика, коррекция

Вербальная речь в общении человека с себе подобными остается основным способом установления контакта, коммуникации. Поэтому очень важным является развитие данного навыка у ребенка.

Постепенный, плавный переход от полубессвязного младенческого лепетания к четко артикулированным, сознательно произносимым словам говорит о нормальном росте потенциала малыша, при отсутствии таковых признаков возможна темповая задержка речевого развития.

Разобраться с сутью проблемы, способами ее решения помогут советы специалистов, а также данный материал.

Особенности темповой задержки речевого развития у детей

Природа мудро распорядилась, определив постепенный характер развития человека: сначала младенец практически не контактирует с внешним миром, много ест и спит, набираясь сил. Потом он начинает узнавать родителей, реагировать на приближение знакомых лиц, улыбаться, а на определенном этапе раздается первое «агу».

Педиатры четко отслеживают признаки интеллектуального и физического развития ребенка: для этого его обмеряют, взвешивают, расспрашивают родителей, какие звуки он произносит, как ведет себя в кроватке. Отсутствие нормальных проявлений активности, в том числе речевой, может свидетельствовать о вероятном отставании в развитии речи.

Раннее диагностирование гарантирует успешную коррекцию и адаптацию малыша к детскому саду, но бывает и так, что родители игнорируют затянувшееся молчание ребенка, списывая все на его индивидуальность.

Если в 3 года маленький человечек не говорит, не издает звуки во время ролевой игры, это явное проявление задержки речевого развития, а не его темперамента флегматика. Чаще всего на рекомендации наблюдающего врача не обращают никакого внимания, пока признаки болезни не становятся очевидными.

Важно. Диагноз задержки развития речи может поставить только врач, взрослые должны отслеживать вероятные проявления отставания, чтобы вовремя принять меры для его коррекции.

Основными признаками задержки темпов речевого развития можно считать следующие: ребенок абсолютно здоров, артикулярный аппарат и связки сформированы и функционируют, но отсутствует минимально необходимый для данного возраста словарный запас, желание разговаривать.

Окончательный диагноз устанавливается коллегиальным решением комиссии в составе логопеда, психолога и невролога. Такой подбор специалистов обусловлен разноплановостью проявлений темповой задержки речи, а также необходимостью объективной оценки ситуации: от этого зависит эффективность назначенного лечения, результат терапии в целом.

Виды задержки речевого развития

Специалисты выделяют несколько характерных разновидностей проблем с речевым развитием (в зависимости от тяжести):

  1. Биологическая (органическая) – поражены нервные центры мозга из-за инфекционных заболеваний, заражения в период внутриутробного развития, травмы головы.
  2. Сенсорная (слуховая) – ребенок плохо слышит и не может воспроизвести звуки, которые не воспринимают его органы слуха.
  3. Темповая (социально-педагогическая) – наиболее поддающийся коррекции случай, обусловлен внешними причинами.

По симптоматике отставание в развитии речи близко к дизартрии, но в ней причинами патологии является поражение цента речи в головном мозге, не позволяющее артикулярному аппарату нормально функционировать, создавая членораздельные звуковые колебания. При такой форме ребенок отлично слышит и воспринимает человеческую речь, но не может адекватно отвечать, связно выражать свои мысли.

Причины появления

Истинных причин темповой задержки речевого развития в год или более позднем возрасте может быть несколько, и все их необходимо четко локализовать, чтобы максимально точно поставить диагноз, применить эффективную терапию. Самым банальным поводом к «нежеланию говорить» может быть отсутствие у ребенка собеседников: родители уделяют ему недостаточно внимания, не реагируют на его попытки лепетать и общаться на доступном ему языке.

Диаметрально противоположный случай – стремление взрослых оградить свое чадо от любых неурядиц, быстрое реагирование на любой его каприз (вербальное обращение не требуется, все и так хорошо).

Третий пример из современной жизни – замена живого общения суррогатными формами. Все чаще родители, под любыми благовидными предлогами, дистанцинируются от ребенка, подсовывая ему то мобильный, то планшет с игрой, то мультики в телевизоре. Такое гипертрофированное общество прививает малышу исключительно урезанный словарный запас, почерпнутый у героев виртуальной реальности.

Излишняя требовательность, настойчивость там, где требуется мягкость, также могут привести к негативным последствиям: бесконечное повторение «скажи агу» приводит к противоположному эффекту – нежеланию говорить. Иногда на задержку речи влияет и такой «несущественный» факт, как употребление родителями нескольких языков одновременно (ребенку тяжело сориентироваться, на каком именно наречии начать общаться).

Важно. Основные условия, которые необходимо обеспечить малышу для нормального развития – забота, комфортная психологическая обстановка в семье и живое общение. В большинстве случаев этого бывает достаточно для гармоничного формирования личности.

Симптомы и признаки

Современные медики-нонатологи, детально изучающие человека в младенческий период развития, утверждают, что по характеру издаваемых звуков, их продолжительности можно судить о наличии тех или иных патологий.

Например, крик новорожденного образуется в результате слаженного взаимодействия дыхательного, артикуляционного и речевого аппаратов. Существует определенное время, когда этот крик должен прозвучать (примерно через 60 секунд).

Его продолжительность, сила и тембр могут многое рассказать специалисту о возможных врожденных патологиях (ринолалия).

Практически весь первый год развития ребенок растет, набирает вес и активно развивается, подготавливаясь к освоению членораздельной речи. Различают несколько периодов с определенными признаками формирования навыков вербального общения:

  1. гуление (1,5-2 месяца);
  2. лепет (4-5 месяц);
  3. первые лепетные слова (7-8 месяц);
  4. короткие осмысленные слова (9-12 месяц), девочки обычно начинают говорить раньше, чем мальчики.

Диагностика

Учитывая, что вероятные патологии речи могут быть выявлены уже на ранних стадиях развития ребенка, педиатры определяют специфичные признаки, позволяющие судить о задержках и отставаниях. Так, в доречевой (от 2 до 8 месяцев) период это ненормальное гуление, частое повторение фразы «па-па», беззвучное кривляние или короткие, состоящие из одного звука возгласы.

В более позднем (4 месяца) возрасте малыш не проявляет типичные эмоциональные реакции: радость при виде новых (любимых) игрушек, плач при расставании с мамой и тому подобные. А полугодовалые младенцы уже учатся воспринимать интонации человеческой речи и делают попытки воспроизвести отдельные фразы.

Задержка речи в 1 год выражается в игнорировании внешних звуковых раздражителей (зова по имени), в 1,5 года ребенок не может произносить простые слова, иногда пытается имитировать, повторяя услышанную чужую речь. 2 летние дети, при нормальных условиях, в состоянии составлять короткие, несложные предложения, имея в запасе до 100 различных слов.

Ребенок с задержкой речи в 3 года говорит настолько неразборчиво, что его трудно понять близким и часто общающимся с ним людям, незнакомые не воспринимают его речь вообще. При этом все указанные симптомы не могут служить 100 % основанием для постановки диагноза задержки темпов речевого развития у детей: для этого необходимо комплексное обследование.

Лечение

Существует достаточно много методик коррекций заболевания, чтобы можно было рекомендовать какой-то один.

В большинстве ситуаций специалист применяет сочетание нескольких способов лечения, усиливающих эффект друг друга.

Допустимо применение лекарственных препаратов (поливитаминов и стимуляторов мозгового кровообращения), а также физиотерапевтических средств – магнитотерапии, электрорефлексотерапии.

В последнее время набирают популярность альтернативные методы, в частности, направленные на развитие мелкой моторики и пространственного, цветового восприятия мира (вышивка, лепка, рисование). Некоторые врачи пропагандируют, в качестве стабилизирующего фактора, катание на специально дрессированных лошадях (ипотерапия).

Профилактика

В качестве профилактических мер, специалисты советуют внимательное отношение к ребенку, живое общение с ним, адекватную реакцию на проявление первых признаков задержки речевого развития.

Раннее выявление патологии дает больше шансов на успешное лечение, что позволяет в дошкольном возрасте полностью устранить причины заболевания, нормально адаптировать малыша к походу в школу и жизни в обществе.

Источник: https://blog.oratorskoeiskusstvo.com/narushenie-rechi/tempovaya-zaderzhka-rechevogo-razvitiya.html

Задержка психоречевого развития (ЗПРР). Лечение ЗПРР у детей

Темповая задержка речи: причины, диагностика, коррекция

Задержка психоречевого развития (ЗПРР) – это группа расстройств, которые объединены по клиническим симптомам отставания развития речи и психики.

Сюда относятся расстройства экспрессивной и рецептивной речи, неуточненные диагнозы, а также смешанные специфические расстройства в области психологического развития человека (специфические расстройства развития речи, школьных навыков, двигательных функций без преобладания одного из симптомов для возможности поставить точный диагноз).

Они обычно связаны с нетипичной работой центральной нервной системы, что в итоге приводит к изменениям темпов всего психического развития и затрагивает следующие компоненты:

  • память;
  • внимание;
  • мышление;
  • речь;
  • эмоционально-волевую сферу;
  • поведение.

Задержка психоречевого развития не является синонимом умственной отсталости ребенка. Ключевое различие в том, что ЗПРР поддается коррекции и компенсации, в то время как умственная отсталость не исправляется. Сложности могут возникнуть, если не своевременно обратиться к специалисту, т.к. проблемы с речью и когнитивный дефицит имеют стойкую динамику к увеличению.

Синдром ЗПРР определяется врачом (психиатром, неврологом) на основании присутствующих симптомов. После определения вида психоречевой задержки разрабатывается индивидуальный план коррекции, а также возможное направление в специализированный детский сад, школу или группу развития (если речь идет об учреждении комбинированного типа).

Причины ЗПРР

ЗПРР возникает вследствие органического поражения мозговых структур и различных расстройств нервной системы. Факторы, провоцирующие задержку психоречевого развития:

  • генетические заболевания, связанные с нарушениями подкорки головного мозга;
  • инфекционные заболевания и недостаток кислорода во время беременности;
  • проблемные роды (травмы, обвитие пуповиной, стремительные или преждевременные роды, гипоксия);
  • нарушение обмена веществ в ЦНС;
  • органические поражения мозга (скопление жидкости, высокое внутричерепное давление, опухоли);
  • патологии психиатрического спектра, включая эпилепсию;
  • тяжелые инфекционные заболевания в раннем возрасте.

Кроме органических причин важную роль играют и психологические факторы. Психические травмы и неправильное воспитание (гиперопека, жестокое обращение, недостаточный уход и внимание) могут приводить к задержке развития или полному исчезновению речи (мутизму, речевому негативизму).

Симптомы ЗПРР

Диагностировать нарушение психоречевого развития можно уже с 2-3-летнего возраста, при этом точный диагноз ставится в 3-5 лет, когда нарушения проявляются наиболее всего. Такие возрастные нормы связаны с тем, что к данному возрасту отсутствие внутренней речи начинает отражаться на психическом развитии ребенка и развитии мышления, понимании абстрактных понятий.

До двух лет врачи прежде всего обращают внимание на моторное развитие (крупную и мелкую моторику) и на развитие речи. При темповом отставании возможны диагнозы: ЗРР, задержка моторного развития.

А при наличии таких симптомов, как узкий набор эмоциональных проявлений, быстрая утомляемость, агрессивность и пр. врачи могут зафиксировать синдром ЗПРР с 2 лет. С этого же возраста может быть поставлен и точный диагноз, который и вызывает ЗПРР.

Кроме непосредственной задержки речевого развития у детей с ЗПРР наблюдаются такие сопутствующие признаки, как гиперактивность, агрессивность или бедность эмоционального реагирования, а также затруднения социальных контактов, связанные как с поведенческими, так и с речевыми трудностями.

Дети не успевают усваивать школьную программу не из-за умственной отсталости, а вследствие снижения работоспособности, памяти, внимания и некоторых мыслительных процессов.

Несмотря на то, что речевая заторможенность обычно связана с нарушениями мышления, уже в школьном возрасте может активизироваться обратный процесс (когда из-за речевых нарушений появляются психические и когнитивные отклонения).

Часто фиксируют синдром ЗПРР с аутичными чертами, что подразумевает не только проблемы с речью, но также и следующие поведенческие особенности:

  • ребенок не вступает в эмоциональный контакт, не улыбается, практически никогда не тянется к родителям и сверстникам;
  • присутствует стереотипное поведение (ходьба по кругу, раскачивания на одном месте, склонность к сортировке предметов);
  • негативная реакция на любые перемены, будь то обстановка, одежда или привычный маршрут;
  • использование игрушек и предметов по собственной логике, возможна привязанность к одной игрушке.
  • нарушения сенсорной обработки;
  • повышенная общая и вегетативная возбудимость с нарушениями сна, аппетита, желудочно-кишечными расстройствами;
  • психомоторная возбудимость, тики, заикание;
  • протестные формы поведения.

В таких ситуациях рекомендуется не только медикаментозное лечение главной патологии, но и психологическая адаптация в обществе. Необходима психолого-педагогическая коррекция (дефектолог, логопед, психолог, нейропсихолог) и неврологическое лечение.

Лечение ЗПРР

Терапия психоречевых нарушений проводится комплексно, поэтому в реабилитации участвуют:

  • невролог (назначает медикаментозное лечение, направленное на устранение органических поражений);
  • логопед (проводит коррекцию произношения и темпа речи. Вызывает речь, если речь отсутствует);
  • детский психолог (работает с психологическими причинами задержки речи, способствует адаптации к социуму);
  • дефектолог (занятия направлены на развитие памяти, внимания, мышления).

Чем раньше диагностируется задержка психоречевого развития и начинается ее лечение, тем лучше. С каждым годом вследствие ЗПРР добавляются задержки когнитивных и мыслительных функций, из-за чего коррекция длится намного дольше.

Первые признаки задержки развития появляются еще до года, а соответственно, компенсаторную терапию можно начинать проводить с такими малышами, чтобы не усугублять степень отставания от норм.

Занятия с логопедами и дефектологами рекомендованы с 2 лет, когда специалисты помогут развить понимание обращенной речи и собственную речь.

Можно начинать заниматься с ребенком и раньше, нужно консультироваться со специалистами.

Медикаментозное лечение со стороны невролога и психиатра направлено на устранение основной патологии и начинается сразу же после диагностики и вынесения окончательного заключения. Для этого врач предварительно должен провести необходимые аппаратные обследования: ЭЭГ, допплерография, вызванные потенциалы, нейросонография.

Консультация у детского нейропсихолога необходима, чтобы выявить, какие отделы мозга не формируются в достаточном объеме относительно возраста. Нейропсихолог дает свои рекомендации по составлению программы занятий с логопедом и дефектологом в зависимости от нейропсихологической структуры дефекта.

Психолог консультирует семью по вопросам воспитания и адаптации ребенка в детском коллективе. Именно в психологической части реабилитации необходимо активное участие родителей, которым выдаются все необходимые рекомендации по коррекции общей обстановки, системы общения и других индивидуальных моментов.

Часто у ребенка вторично развиваются психологические проблемы – отношения с родителями и другими близкими, сверстниками, сложности с адаптацией и поведением. В этом случае также необходимо заниматься с психологом.

Поскольку ЗПРР часто сопровождается соматическими нарушениями, то как часть дополнительной реабилитации показаны различные занятия по развитию физических навыков. Отлично зарекомендовали себя анимало-терапия, адаптивные танцы, АФК/ЛФК, плавание и массаж.

В центре Ember используется комплексный подход в коррекции синдрома ЗПРР. На психолого-педагогическом консилиуме, в котором принимают участие логопед, дефектолог и нейропсихолог, специалисты оценивают уровень развития ребенка, его навыки. С учетом особенностей развития конкретного ребенка составляется коррекционный маршрут.

В практике нашего центра было много сложных случаев с ЗПРР у детей. Наши сотрудники смогли помочь всем детям, обратившимся к нам, восстановить психическое и речевое здоровье.

Но важно помнить, что занятия по коррекции должны быть регулярными, а период коррекции достаточно длительный и зависит от возраста ребенка — чем ребенок старше, тем менее пластичен его мозг и тем сложнее коррекция синдрома ЗПРР.

У здоровья вашего ребенка нет выходных, праздников и каникул, поэтому лучше заранее настроиться на то, что придется уделять много времени и сил на занятия со специалистами.

Запишитесь на консультацию по телефону +7 (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте.

Источник: https://emberint.ru/articles/zprr/

Задержка речевого развития у детей: проявления и коррекция

Темповая задержка речи: причины, диагностика, коррекция

Начиная с рождения ребенок издает различные звуки. По мере его роста и развития они превращаются в слоги, постепенно переходя в осмысленные слова и фразы. Скорость, с которой это происходит, у каждого малыша своя. Но есть и определенные нормы.

Серьезное отставание от них может дать повод для беспокойства: возможно, у ребенка задержка речевого развития.

Родителям нужно знать сущность и проявления данного отклонения, ведь от того, насколько своевременно оно обнаружится, напрямую будет зависеть и эффективность лечения.

Почему возникает нарушение

Задержка речевого развития (ЗРР) выявляется в среднем у 5-10 % малышей до 3 лет, причем у мальчиков в несколько раз чаще, чем у девочек.

Опасность заболевания в том, что оно способно негативно повлиять на психическое развитие ребенка: его память, воображение, мышление и установление межличностных связей.

Когда обнаружено, что отставание в речевых и психических процессах у малышей наблюдаются одновременно, медики используют термин ЗПР – задержка психоречевого развития.

Причины возникновения расстройства можно условно подразделить на физиологические (связанные со здоровьем ребенка) и социальные (особенности его окружения, семейного воспитания и т. п.).

К физиологическим  факторам формирования ЗРР чаще всего относятся:

  • наследственная предрасположенность;
  • нарушения остроты слуха и зрения;
  • недоразвитие органов артикуляции (языка, губ, мягкого неба);
  • различные патологии головного мозга;
  • внутриутробные и родовые инфекции или травмы;
  • высокое внутричерепное давление;
  • осложнения после некорректного проведения вакцинаций и др.

Кроме того, на развитие речевого отставания у ребенка могут повлиять курение или употребление алкоголя мамой во время беременности, а также такие заболевания, как синдром Дауна или ДЦП.

К социальным факторам формирования ЗРР у детей относятся:

  • невнятная речь людей, окружающих малыша;
  • недостаточное внимание к ребенку, когда с ним мало общаются и разговаривают;
  • частые стрессы и эмоциональные перегрузки;
  • недостаточная мотивация к развитию речи со стороны родителей, чрезмерная опека;
  • постоянный поток «взрослой» информации, которую ребенок не в состоянии воспринимать и осмысливать.

Иногда развитие ЗРР связано с проживанием в семье, где говорят на разных языках одновременно. Вышеперечисленные причины являются самыми частыми и явными, но примерно в трети случаев установить, почему у ребенка сформировалось данное расстройство, так и не удается.

Нормы развития речи

Чтобы понять, как проявляются задержки в развитии речи у малышей до 3 лет, обратимся к общепринятым возрастным нормам.

  1. Этап гуления. В 2-4 месяца малыш реагирует на обращение взрослых: улыбается, агукает. Начинает издавать отдельные гласные звуки, плавно переходящие из одного в другой.
  2. Этап лепета. В 5-8 месяцев к гласным звукам добавляются согласные, получаются определенные слоги. Затем лепет совершенствуется, малыш ведет своеобразный диалог со взрослыми, прислушиваясь к ним. В этот период многие дети могут использовать слоги, чтобы, например, попросить что-нибудь.
  3. Этап первых слов. К 9-10 месяцам у девочек и к 11-12 у мальчиков сочетания звуков начинают складываться в первые слова: ма-ма, ба-ба, ня-ня и т. п. Они могут звучать слегка искаженно, тем не менее, это уже попытка речи.
  4. В норме ребенок в год произносит около 10 слов (это его активный словарь) и понимает около 200 слов (пассивный словарь). До некоторого времени второй намного больше первого, но около 1,5–1,8 месяца наступает период, когда слова из пассивного словаря начинают быстро входить в активный. У некоторых малышей это время задерживается до 2 лет и чуть больше: ребенок все понимает, но почти не говорит. Это входит в рамки нормы. У таких детей всплеск активной речи часто случается внезапно. Впоследствии они не только догоняют, но часто и перегоняют своих ровесников, заговоривших раньше.

Специалисты считают, что переход к фразовой речи становится возможным, когда в активном словаре малыша насчитывается около 40-60 слов.

  • В 1,5–2 года ребенок произносит первые простые предложения (как правило, из двух слов). Например: «Хочу мишку!».
  • В 2,5 года они становятся более сложными и развернутыми, из 3-4 слов. Например: «Не буду, плохая каша!». Активный словарь подрастает до 50-100 слов.
  • С 3 до 4 лет у детей, как правило, формируется связная речь. Помимо самых простых слов, они пользуются местоимениями, наречиями, прилагательными, умеют изменять слова по числам и родам. Словарный багаж составляет до 800 слов в 3 года и до 1500 – к 4 годам.

Это общепринятые, усредненные нормы. Специалисты считают нормальным речевые отставания на 2-3 месяца у девочек и на 4-5 месяцев – у мальчиков.

Как проявляются отклонения

На разных возрастных этапах могут наблюдаться следующие симптомы ЗРР.

  • В возрасте до года малыш слабо гулит, почти не лепечет, плохо реагирует на речь взрослых, обращенную к нему.
  • В 1,5-2 года почти не делает попыток повторять чужие слова, не способен выполнить простую просьбу, высказанную в словесной форме.
  • В 2 года в речи ребенка полностью отсутствуют самостоятельные слова.
  • В 2,5-3 года он не может соединять слова даже в самые простые фразы.
  • В 3 года и старше – отсутствие собственной, индивидуальной речи, неумение взаимодействовать со сверстниками, неспособность отвечать на простые вопросы и т. п.

Дать точную оценку тому, является ли такое поведение личностной особенностью малыша или это признак ЗРР, может только врач.

Совет

Если ребенок разговаривает только заученными словами (например, фразами близких людей, либо героев книжек и мультиков), вместо речи предпочитает обходиться мимикой и жестами – это серьезный повод показать его специалисту.

Как проводится диагностика

Диагностические мероприятия сводятся к выявлению этиологии нарушения речи. Они требуют комплексного подхода, включающего в себя:

  • изучение истории болезни маленького пациента и его родственников (с целью выявления наследственного фактора);
  • проверку остроты слуха и зрения;
  • тестирование психомоторного развития (особенно лицевых мышц);
  • детальный опрос родителей (время появления первых признаков задержки, обстановка в семье и т. п.).

Таким образом, по направлению педиатра ребенок должен пройти консультацию следующих врачей-специалистов:

  • отоларинголога;
  • окулиста;
  • детского невролога;
  • логопеда;
  • детского психиатра или психолога.

В качестве дополнительных диагностических методов могут назначаться инструментальные обследования:

  • МРТ;
  • ЭКГ;
  • ЭхоЭГ;
  • сканирование головных артерий.

Задержка речевого развития предполагает отличие подобного нарушения от других заболеваний с частично сходной симптоматикой: тугоухости, олигофрении, отита или аденоидов, аутизма и др. Следует также исключить ОНР (общее недоразвитие речи у детей с нормальным интеллектом и ненарушенным слухом). Для этого и проводится столь разносторонняя диагностика.

Выделяется несколько разновидностей расстройства.

  • Логопедическая задержка. Для нее характерны нечеткое произношение лишь некоторых букв или слов, трудности с самостоятельным построением предложения.
  • Темповая (или общая) задержка. Она затрагивает все компоненты речи, от звуков и словарного запаса до связности речи.

Какой бы ни была разновидность, расстройство в той или иной степени неизбежно влияет на развитие психики ребенка. Поэтому, как правило, при наличии большинства симптомов речь идет о задержке психоречевого развития.

Существует несколько периодов, которые медики считают критическими, так как в это время влияние патологических факторов может быть наиболее опасным.

  1. От 1 года до 2 лет. На этом этапе может развиться не только ЗРР, но и алалия (полное отсутствие речевой активности).
  2. В 3 года на фоне основной симптоматики возможно возникновение заикания и мутизма (нежелания вступать в словесный контакт).
  3. От 6 до 7 лет. Помимо прочих симптомов, могут наступать органические поражения мозга. Например, детская афазия, при которой теряется ранее присутствовавшая речь.

Совет

По данным, собранным сайтом TheRebenok.ru, симптомы ЗПР у детей успешно поддаются комплексному лечению. Поэтому не стоит списывать явные признаки нарушения на индивидуальность ребенка, лучше своевременно обратиться к врачу.

Коррекция расстройства

Сущность и объем коррекции нарушения зависят от выявленных в ходе диагностики факторов, ставших причиной отставания в формировании речевых навыков.

Если в основном это причины социально-педагогического характера, главным образом потребуется два условия.

  • Создание благоприятной речевой среды. Сюда входят мотивация ребенка к произношению слов и фраз, демонстрация культуры речи на личном примере, проговаривание вместе с малышом всех его действий и т. п.
  • Занятия с логопедом или дефектологом с использованием наглядных, практических и технических средств реабилитации, игровых упражнений и др.

Если в основе лежит дисфункция мозга, помимо вышеупомянутых мероприятий, подключаются другие методы.

  • Медикаментозная терапия. Могут быть назначены средства, стимулирующие мозговое кровообращение и высшие функции мозга (память, рассудок, сознание). К ним относятся «Ноотропил», «Когитум», «Актовегин» и другие препараты, назначаемые строго врачом. Самолечение при ЗРР категорически исключено.
  • Магнитотерапия и электрорефлексотерапия. Эти процедуры выборочно воздействуют на определенные зоны головного мозга, отвечающие за дикцию, речевую активность, умственные способности. Проводятся только по назначению врача, так как имеют противопоказания.
  • Специальный логопедический массаж определенных участков лицевых мышц, ушей и рук, проводимый специалистом. По индивидуальным показаниям может быть назначен зондовый массаж Новиковой и некоторые другие методики.

В определенных случаях врачи рекомендуют занятия в дельфинарии или на ипподроме. Они не только нравятся детям, но и оказывают выраженный положительный эффект.

Комплекс этих методик позволяет активизировать произношение, развить зрительное и слуховое внимание, умственные возможности, улучшить дикцию и увеличить словарный запас. Результатом станет развитие связной речи.

Важно!

Домашние занятия с ребенком, которые назначит специалист, должны носить постоянный характер.

Положительное действие оказывают занятия и игры, помогающие развитию мелкой моторики:

  • мозаика и пазлы;
  • рисование;
  • лепка из глины и пластилина;
  • аппликация и др.

Кроме того, полезны дидактические игры (логопедическое лото и др.), различного рода звуковые подражания.

Возможные осложнения

Существует много мифов о том, что задержка речевого развития – надуманный диагноз и расстройство может пройти само, все зависит от индивидуальности ребенка. На самом деле игнорирование явных признаков и несвоевременное обращение за врачебной помощью может привести к развитию таких осложнений, как:

  • отставание (иногда достаточно серьезное) от ровесников в умственном и психическом развитии;
  • увеличение симптоматики с течением времени;
  • трудности, возникающие при общении со сверстниками.

Последнее часто создает большие проблемы при посещении детского сада. Ребенок получает психологическую травму, понимая, что он отличается от других.

Многие дети вообще перестают стремиться к общению, закрываясь в себе.

Поэтому когда приходит возраст для поступления в школу, часто встает вопрос о специальном (вспомогательном) заведении, так как в обычной школе у ребенка непременно возникнут трудности при обучении.

Профилактика расстройства

Профилактика проблем с речевым и психическим развитием малыша начинается во время благоприятного течения беременности, родов и послеродового периода. Маме следует отказаться от вредных привычек, побольше разговаривать с малышом, включать ему мелодичную красивую музыку, петь песни, читать сказки и стихи.

Проходя все необходимые в связи со здоровьем ребенка обследования, нужно не забывать о проверке остроты его зрения и слуха. Лучше, если игрушки, с которыми играет малыш, будут иметь не только развлекательную, но и развивающую направленность. А информацию, не относящуюся к зоне актуального развития ребенка (телевизор, «непонятные» взрослые разговоры и новости) следует ограничить.

Совет

В возрасте 2 лет, даже если никаких отклонений не наблюдается, полезно посетить в профилактических целях врача-логопеда.

Важно обеспечить здоровые, адекватные семейные отношения. Взрослым следует соблюдать речевую культуру, начинать с себя. Родителям нужно побольше общаться с ребенком, проявлять интерес к его внутреннему миру.

Замечено, что малыши, растущие в атмосфере любви и внимания, редко страдают ЗРР. Эффективность коррекционных мероприятий также зависит от совместных усилий врачей, педагогов и родителей.

Только их слаженными действиями возможно достижение положительного результата.

Общеизвестно, что любое заболевание легче предупредить, чем лечить. К детскому отставанию в речевом развитии это относится в большой степени.

Чем раньше будут начаты лечебные и развивающие занятия, тем больше шансов на скорейшее достижение успеха.

Как правило, при устранении сопутствующих факторов и правильно организованной коррекции дети с ЗРР уже в младшем школьном возрасте догоняют своих сверстников.

Источник: https://therebenok.ru/razvitie/rechevoe/zaderzhka-rechevogo-razvitiya.html

Задержка речевого развития или ЗРР – причины, симптомы, коррекция

Темповая задержка речи: причины, диагностика, коррекция

Задержка речевого развития (ЗРР) — одна из особенностей детской психики, которую достаточно просто обнаружить. Если родители готовились к появлению ребенка на свет, наверняка им известно, когда он должен произнести первое слово, а когда — начать говорить целыми предложениями.

И хотя в вопросе развития все нормы считаются условными, все же стоит проконсультировать со специалистом и узнать, почему ребенок говорит хуже сверстников или не говорит вообще.

Признаки задержки речевого развития

Первая речевая реакция малыша — это постродовой плач. Ребенок попадает в новые для него условия, и крик — способ реагирования на эти изменения, в котором участвуют ой, артикуляционный и дыхательный отделы.

Примерно до 9-12 месяцев ребенок агукает, проходит этапы гуления и лепета. Затем малыш произносит первое слово, второе, и в год обычно уже знает 10 слов. При этом установлено, что слов, значения которых известны ребенку, гораздо больше чем тех, которые он может произнести вслух.

Приблизительные нормы, когда ребенок должен говорить словосочетания, формировать небольшие предложения и сколько нужно знать слов в определенном возрасте, различаются в зависимости от пола. Специалисты допускают отставание в 2-3 месяца для девочек и в 4-5 месяцев для мальчиков, но иногда ребенок молчит дольше из-за индивидуальных особенностей: темперамента и характера.

Признаки задержки речевого развития должны стать поводом показать ребенка педиатру, логопеду, детскому неврологу, чтобы можно было выяснить причину состояния.

К признакам ЗРР относятся:

  • отсутствие лепета и гуления в первый год жизни, их малая активность или однообразное звучание;
  • отсутствие реакции на звук в возрасте до 1 года;
  • неправильное повторение чужих слов (эхолалия) до 1,5-летнего возраста или отсутствие попыток;
  • невозможность в возрасте 1,5-2 лет выполнить простое действие со слов взрослых;
  • неумение составить простые фразы в 2,5-3 года;
  • отсутствие собственной речи в 3 года (ребенок может только повторять чьи-то фразы и слова);
  • предпочтение других способов общения (мимика, жесты).

При этих тревожных сигналах следует показать ребенка специалисту.

Причины задержки речевого развития у детей

Все многообразие причин ЗРР можно условно разделить на две большие группы: биологические, связанные с органическими нарушениями или пороками развития, и психологические (социальные). Если у задержки речи психологические предпосылки, шансы на успешное восстановление вербальной функции намного выше.

Биологические предпосылки ЗРР:

  • тугоухость;
  • гипоксии;
  • незначительные мозговые дисфункции;
  • недоношенность или рождение позже установленного срока;
  • травмы во время родов;
  • недоразвитость мышц рта и лица;
  • энцефалиты;
  • менингиты;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • осложнения после вакцинации;
  • гипотрофия.

Обычно задержки речевого развития появляются именно после воспалительных заболеваний, особенно связанных с мозговыми оболочками. Также большую роль играют родовые травмы и имеет место наследственный фактор: если оба или один из родителей в свое время начали говорить поздно, есть вероятность, что и у ребенка проявится эта особенность.

Социальные предпосылки задержек речи — это психологический фактор, который обусловлен недостаточным вниманием, общением и воспитанием ребенка.

В некоторых случаях, наоборот, всему виной гиперопека и чрезмерное желание родителей всегда и везде быть рядом с малышом, все контролировать и знать. И недостаток речевого взаимодействия, и отсутствие педагогических мер и их избыток могут привести к задержкам речевого развития.

Диагностика задержки речевого развития

Если родители обнаружили у ребенка хотя бы одно из вышеперечисленных проявлений ЗРР, его нужно показать специалистам. Чем раньше будет выявлена проблема, тем больше шансов ее исправить.

В первую очередь, стоит обратиться к педиатру. Он проведет осмотр и может дать направление к другому специалисту: неврологу, психологу, психиатру и оториноларингологу. Обязательно рекомендуют пойти к логопеду.

Диагностические меры состоят из следующих:

  • неврологический осмотр с проведением обследования головного мозга (ЭЭГ, ЭхоЭГ, сканирование головных артерий);
  • оториноларингологический осмотр для выявления глухоты и хронического отита, проверки аденоидов;
  • логопедическое обследование: изучение речевого аппарата и особенностей коммуникации, наличие слуховых и зрительных реакций.

Логопеду важно провести полное обследование с учетом заключений других специалистов, сопоставить полученные данные с предыдущими, если ребенок раньше уже посещал логопеда.

Малышей до года обследуют в естественной и искусственно созданной среде. Анализируются доречевые реакции, ые проявления малыша.

В более позднем возрасте важно проверить соответствие текущему уровню речевого развития и показателям нормы: словарный запас, речевое поведение ребенка, умение оперировать фразами и составлять предложения. Выявляется, в какой момент ребенок произносит те или иные слова.

Психологи и логопеды для диагностики используют собственные методики, например, Денверский тест психомоторного развития, шкалы Гриффитс и Бейли, шкалу раннего речевого развития. задача специалистов этих профилей — отделить ЗРР от аутизма, олигофрении и прочих психических задержек.

Возможные последствия

Если родители вовремя предпринимают меры и отправляют ребенка к логопеду или психологу, никаких негативных последствий не будет. Оптимальным возрастом коррекции является период до 1 года. Чем позднее мама спохватится, тем сложнее будет протекать коррекция.

При позднем обращении к специалисту или игнорированию отсутствия речи задержки психического развития приводят:

  • к отставанию ребенка от сверстников в психологическом и интеллектуальном смыслах;
  • к усилению этого различия по мере взросления: чем старше ребенок становится, тем более очевидным будет его отставание;
  • к ошибочному построению речи, упрощенному мышлению;
  • к трудностям во время учебы.

Ребенку будет сложно адаптироваться в коллективе, в будущем будет все сложнее выстраивать отношения и становиться частью социума.

Коррекционно-развивающая работа при задержке речевого развития

Коррекционно-развивающая работа при ЗРР у детей подразумевает комплексный подход, который включает и медикаментозное лечение, и психологический, и логопедический способ устранения проблемы. Выбранный метод коррекции зависит только от причины, вызвавшей ЗРР.

Если провоцирующим фактором стала психолого-социальная обстановка, ребенку обеспечивают гармоничную окружающую среду. Обычно родителей призывают направить ребенка в детский сад или группу дневного пребывания, где он смог бы контактировать со сверстниками и учиться общению.

Параллельно осуществляется стимуляция речи ребенка, расширяется его словарный запас, проводятся различные игры и развивающие занятия, где “учитель” (логопед, психолог, родитель) показывает, как правильно нужно вести разговор.

Медикаментозное лечение проводится под наблюдением врача-невролога, если у ребенка выявлены патологии головного мозга. Эффективными методами медицинской коррекции являются:

  • логопедический массаж;
  • прием ноотропных средств;
  • физиотерапия (магнитотерапия, электрорефлексотерапия).

Физиолечение способствует активации центров мозга, ответственных за речь и интеллектуальные способности. Логопедический массаж — пальчиковая и предметная проработка щек, губ, определенных точек языка — улучшает моторику языка, подвижность мышц лица и губ.

Среди прочих логопедических мер — звукоподражание, гимнастика для лицевых мышц, скороговорки.

Упражнения при задержке речевого развития проводятся, как правило, в домашних условиях с помощью психолога и логопеда. Иногда психологическая помощь не требуется.

Коррекция логопедической гимнастикой подходит для детей старше 3 лет. Специалист, занимающийся с ребенком, уделяет внимание развитию не только речи, но и зрения, слуха, т.е. совместной работе анализаторов.

Логопеды чаще всего используют несколько методов:

  • лечебные дидактические игры (упражнения);
  • творчество (рисование, лепка, создание аппликаций);
  • способы улучшения слуховой и зрительной внимательности;
  • расширение активного и пассивного словарного запаса;
  • улучшение речевых навыков (обучение связному выражению мыслей).

Методы лечения всегда подбираются индивидуально с учетом причины, вызвавшей ЗРР. В некоторых случаях требуется применение особых методик.

Прогноз и профилактика задержки речевого развития

Задержка речи у детей до 3-летнего возраста легко поддается коррекции, поэтому прогноз почти всегда благоприятный. Если родители вовремя обратили внимание на несоответствие речевых навыков ребенка и его сверстников, проблем с коррекцией не будет.

Скорость и эффективность лечения (коррекции) зависит именно от возраста ребенка. Если на момент первого обращения к логопеду ребенку было до 2 лет, уже к 5-6-летнему возрасту удастся достичь хороших результатов, и речевое развитие ребенка будет соответствовать норме.

Максимальный эффект приносит комплексный подход (медикаментозное лечение, физиотерапия, коррекционные упражнения).

К мерам профилактики этого состояния относят, прежде всего, создание оптимальной среды для развития ребенка и его речевой функции.

Кроме того, важно, чтобы мама соблюдала правила безопасности во время беременности: если женщина, будучи беременной, чувствовала себя хорошо, то риск врожденных пороков развития у малыша гораздо меньше.

Сразу после рождения ребенка нужно позаботиться об условиях его развития. Ребенок не должен чувствовать себя одиноким, но и быть гиперопекающей мамой, которая не дает малышу сообщить доступными способами о своих проблемах, быть нельзя. Нормальные социальные (в том числе, семейные) условия развития ребенка — отличный метод развития вербальных способов коммуникации.

Немаловажную роль играют развивающие игрушки, занятия, досуг, в ходе которых ребенок сумеет познать что-то новое. Но перегружать ребенка новой информацией тоже нельзя: все должно быть в меру.

Для контроля речевого развития малыша требуется регулярно ходить к логопеду для профилактики и анализа текущего уровня развития.

Задержка речевого развития — распространенная проблема, которая встречается в раннем детском возрасте и требует коррекции.

Задача родителей при этом вовремя отвести ребенка к логопеду, соблюдать все его рекомендации и обеспечить нормальные социальные условия роста и развития малыша.

Ребенку нужно общаться со взрослыми, сверстниками и взаимодействовать с разными предметами (игрушки, книжки), чтобы пополнять словарный запас.

Источник: https://logoprav.ru/defekty/zaderzhka-rechevogo-razvitiya

Ваш доктор
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: