Основы клинической психологии – Репина Н.В
Учебник будет полезен для студентов-психологов, школьных учителей, студентов педагогических вузов, врачей.
учебника
«Основы клинической психологии»
Теоретические основы клинической психологии
Введение в клиническую психологию
- Предмет клинической психологии
- История возникновения клинической психологии
- Задачи и разделы современной клинической психологии
- Работа клинических психологов в воспитательных и образовательных учреждениях
- Правовые и организационные аспекты клинико-психологической работы в воспитательных и образовательных учреждениях
Теория и методология клинической психологии
- Теоретические основания и основные методологические проблемы клинической психологии
- Норма и патология, здоровье и болезнь
- Проблема разграничения психологических феноменов и психопатологических симптомов
- Основные этапы и факторы возникновения психических и поведенческих расстройств
Методология клинико-психологического исследования
- Построение клинико-психологического исследования
Типология нарушений психической деятельности
- Нарушения ощущений и восприятия
- Нарушения произвольных движений и действий
- Расстройства речи, коммуникативных и учебных навыков
- Нарушения памяти
- Нарушения мышления
- Нарушения операционной стороны мышления
- Искажение процесса обобщения
- Нарушения динамики мышления
- Нарушения личностного компонента (нарушения целенаправленности мышления)
- Нарушения эмоциональной сферы
- Тревожные расстройства
- Расстройства настроения
- Нарушения сознания
- Общенаучная характеристика сознания
- Определение сознания в психиатрии
- Делириозное помрачение сознания
- Онейроидное (сновидное) состояние сознания
- Сумеречное состояние сознания
- Аментивный синдром (аменция)
- Коматозное состояние
- Деперсонализация
Пограничные психические состояния
Расстройства личности
- Классификация личностных расстройств
- Эксцентричные расстройства личности (с преобладанием нарушений мышления)
- Демонстративные расстройства личности (с преобладанием нарушений в эмоциональной сфере)
- Тревожно-астенические расстройства личности (с преобладанием нарушений волевой сферы)
Раздел 7. Психосоматические расстройства
- 7.1. Концепция «субъективной картины болезни» как психологическая основа соматопсихических расстройств
- 7.2. Психология инвалидности
Основы нейропсихологии
Мозговые механизмы высших психических функций
- Проблема локализации высших психических функций
- Теоретические основы и практическое значение нейропсихологии
- Структурно-функциональные принципы работы мозга
- Концепция структурно-функциональных блоков мозга А. Р. Лурия
- Синдромный анализ нарушения высших психических функций
Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия
Основные нейропсихологические симптомы и синдромы
- Сенсорные и гностические зрительные расстройства
- Сенсорные и гностические слуховые расстройства
- Сенсорные и гностические кожно-кинестетические расстройства
- Нарушения речи при локальных поражениях мозга
- Нарушение внимания при локальных поражениях мозга
- Нарушения памяти при локальных поражениях мозга
- Нарушения движений и действий при локальных поражениях мозга
- Нарушения мышления при локальных поражениях мозга
- Нарушения эмоций при локальных поражениях мозга
Возможности практического применения нейропсихологии
- Проблема восстановления высших психических функций
- Нейропсихология в школе
- Нарушение и восстановление функций письма, чтения и счета
Патопсихология
Методологические основы патопсихологии
- Патопсихология как составная часть клинической психологии
- Соотношение патопсихологии и психопатологии. Предмет патопсихологии
- Теоретические основы патопсихологии
- Значение патопсихологии для общепсихологической теории
- Задачи патопсихологии в клинике
- Задачи детской патопсихологии
- Возможность применения патопсихологического подхода в деятельности педагога-психолога
- Дизонтогенетический подход к исследованию нарушений психики в детском возрасте
- Понятие о психическом дизонтогенезе
- Патопсихологические параметры психического дизонтогенеза
- Классификация психического дизонтогенеза
Методы патопсихологического исследования
- Общая характеристика методов патопсихологического исследования
- Принципы патопсихологического экспериментального исследования
- Беседа и наблюдение в структуре патопсихологического эксперимента
- Этапы и технология проведения патопсихологического исследования
- Подготовка экспериментального исследования
- Проведение экспериментального исследования
- Анализ и интерпретация данных экспериментально-психологического исследования
Патопсихологический подход к исследованию нарушений психической деятельности и личности при психических расстройствах
- Нарушения восприятия
- Проблема агнозий в патопсихологии
- Псевдоагнозии при деменции
- Патопсихологические исследования обманов чувств
- Исследование нарушений мотивационного компонента перцептивной деятельности
- Нарушения памяти
- Нарушение непосредственной памяти
- Нарушения опосредованной памяти
- Нарушение динамики мнестической деятельности
- Нарушение мотивационного компонента памяти
- Нарушения мышления
- Нарушение операциональной стороны мышления
- Нарушение мотивационного (личностного) компонента мышления
- Нарушение динамики мыслительной деятельности
- Нарушение критичности мышления
- Нарушения умственной работоспособности
- Общепсихологическая характеристика работоспособности человека
- Клинические проявления нарушения умственной работоспособности
- Патопсихологический анализ нарушений умственной работоспособности при психических расстройствах
- Нарушения личности
- Нарушение опосредованности и иерархии мотивов
- Нарушение смыслообразования
- Нарушение подконтрольности поведения
- Формирование патологических черт личности
скачать учебник: «Основы клинической психологии»
Источник: https://www.booksmed.com/psixiatriya-psixologiya/2700-osnovy-klinicheskoy-psihologii-repina.html
Клиническая психология – Психологос
Александр Романович Лурия, 1934 г.
Блюма Вульфовна Зейгарник, 1921 г.
До 90-х годов “клиническая психология” означала то же, что и “медицинская психология”, сегодня эти дисциплины нужно отличать. Также, не путайте клиническую психологию и психиатрию – это разные научные дисциплины.
Психиатрия работает с патологией (дефекты, требующие госпитализации и лечения в спецучреждениях – шизофрения, эпилепсия, маниакально-депрессивный психоз и т.д.).
Клиническая психология изучает различные «пограничные» отклонения и дезадаптации – там, где это еще не патология, но уже не норма.
Вопрос определения нормы и патологии является крайне сложным.
Сегодня в критерии психической нормы включают соответствующую возрасту человека зрелость чувств, адекватное восприятие действительности, наличие гармонии между восприятием явлений и эмоциональным отношением к ним, умение уживаться с собой и социальным окружением, гибкость поведения, критический подход к обстоятельствам жизни, наличие чувства идентичности, способность планировать и оценивать жизненные перспективы. Во многих случаях под психической нормой определяют то, насколько индивид адаптирован к жизни в социальной среде, насколько он продуктивен и критичен в жизни.
При постановке диагноза психиатры и клинические психологи пользуются как личным опытом и общими рекомендациями, так и Международной классификацией болезней (МКБ) и «Диагностическим и статистическим справочником по психическим расстройствам».
Предмет клинической психологии как научно-практической дисциплины:
- Психические проявления различных расстройств.
- Роль психики в возникновении, течении и предупреждении расстройств.
- Влияние различных расстройств на психику.
- Нарушения развития психики.
- Разработка принципов и методов исследования в клинике.
- Психотерапия, проведение и разработка методов.
- Создание психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.
Если коротко, то клиническая психология – дисциплина, включающая в себя оценку психического здоровья, организацию и проведение научных исследований для понимания психических проблем, а также разработку, проведение и оценку психологической коррекции и помощи (психотерапии). Клинические психологи занимаются исследованием общепсихологических проблем, а также проблемами определения нормы и патологии, определением соотношения социального и биологического в человеке, а также решением проблем развития и распада психики.
История клинической психологии
Предпосылки возникновения клинической психологии были заложены психологическими исследованиями французских и русских психиатров конца 19 века.
Во Франции эмпирическими исследованиями психологической тематики занимались Р. Рибо, И. Тэн, Шарко, Жан Мартен, Ж.-М. Шарко, П. Жане. В России патопсихологические исследования вели С. С. Корсаков, И. А.
Сикорский, В. М. Бехтерев, В. Х. Кандинский и другие психиатры.
Первая психологическая лаборатория в нашей стране была основана В. М. Бехтеревым в 1885 г. при психиатрической клинике Казанского университета. В XX веке многочисленные исследования были проведены на базе Психоневрологического института им. Бехтерева.
Развитию клинической психологии в России серьёзно способствовали такие выдающиеся отечественные деятели науки как В. П. Осипов, Г. Н. Вырубов, И. П. Павлов, В. Н. Мясищев. Большую роль в становлении клинической психологии как науки сыграли идеи Л. С.
Выготского, которые были в дальнейшем развиты в общей психологии его учениками и сотрудниками А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, П. Я. Гальпериным, и другими.
В годы Великой Отечественной войны все крупные психологи, в том числе целый ряд известнейших ученых — А.Н.Леонтьев, Б.В.Зейгарник, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, Б.Г.
Ананьев и другие — пошли работать в военные госпитали: они помогали раненым с поражением головного мозга восстанавливать нарушенные психические функции.
Это дало толчок развитию клинической психологии, потому что был накоплен обширнейший материал по нарушениям психических функций, связанных с локальными поражениями мозга.
Разделы клинической психологии
Патопсихология занимается вопросами нарушений психики человека, расстройствами адекватного восприятия мира из-за поражений центральной нервной системы. Патопсихология изучает закономерности распада психических процессов при разных расстройствах (болезнях), а также факторы, способствующие созданию эффективных коррекционных методов лечения. См.→
Нейропсихология — обширная научная дисциплина, исследующая роль мозга и центральной нервной системы в психических процессах, затрагивающая вопросы как психиатрии и неврологии, так и философии сознания, когнитивной науки и искусственных нейрональных сетей.
Советская школа нейропсихологии занималась в основном исследованием причинно-следственных отношений между поражениями мозга, их локализацией и изменениями со стороны психических процессов.
В её задачи входило изучение нарушенных психических функций в результате повреждения головного мозга, исследование локализации очага поражения и вопросов восстановления нарушенных психических функций, а также разработка теоретических и методологических проблем общей и клинической психологии. См.→
Психосоматика исследует проблемы больных соматическими расстройствами, в происхождении и течении которых большую роль играет психологический фактор.
В сферу психосоматики входят вопросы, связанные с онкологическими и другими тяжёлыми заболеваниями (извещение о диагнозе, психологическая помощь, подготовка к операции, реабилитация и др.
) и психосоматическими расстройствами (при переживании острой и хронической психической травмы; проблемы включают симптомы ишемической болезни сердца, язвенные болезни, гипертоническое расстройство, нейродермиты, псориазы и бронхиальную астму). См.→
Психологическая коррекция, или психокоррекция, связана с особенностями помощи больному человеку.
В рамках данного раздела происходит разработка психологических основ психотерапии, психологическая реабилитация как системная медико-психологическая деятельность, направленная на восстановление личного социального статуса путём различных медицинских, психологических, социальных и педагогических мероприятий, психогигиена как наука о сохранении и поддержании психического здоровья, психопрофилактика, или совокупность мероприятий по предупреждению психических расстройств, а также медико-психологическая экспертиза трудоспособности. См.→
Психотерапия — основной метод психологической коррекции, осуществляемый клиническим психологом, в общем виде представляющий собой набор техник и методик, применяемых психотерапевтом для проведения изменений психоэмоционального состояния человека, его поведения и коммуникативных паттернов, улучшению его самочувствия и улучшению способности к адаптации в социуме. Психотерапии проводятся как в индивидуальном порядке, так и в группах. См.→
Методы клинической психологии
В клинической психологии используется множество методов, позволяющих объективизировать, дифференцировать и квалифицировать различные варианты нормы и патологии. Выбор методики зависит от задачи, стоящей перед психологом, психического состояния больного, образования пациента, степени сложности психического нарушения. Выделяют следующие методы:
Клиническая психология и психиатрия
Хотя клинические психологи и психиатры разделяют общую фундаментальную задачу — лечение психических расстройств — их подготовка, воззрения и методологии зачастую весьма отличаются.
Возможно, наиболее важным отличием является то, что психиатры — это медицинские врачи с как минимум 4-5 годами медицинской подготовки и ещё несколькими годами интернатуры, в течение которой они зачастую могут выбрать узкую специализацию (например, работа с детьми или инвалидами).
Следствием этого является то, что психиатры, как правило, используют медицинскую модель для оценки психологических проблем (то есть клиентов они рассматривают как пациентов с заболеваниями), а лечение их зачастую основывается на применении психотропных препаратов как главного метода по достижению лечебного эффекта (хотя многие психиатры и используют в своей деятельности психотерапию). Их медицинская подготовка позволяет им в полной мере использовать всё медицинское оснащение современной клиники.
Клинические психологи же, как правило, не прописывают медикаменты, хотя в последние годы в некоторых штатах США наблюдается движение по разрешению психологам с некоторыми ограничениями прописывать медикаментозные препараты.
Для этого им необходимо пройти дополнительную специальную подготовку, а медикаменты, в основном, ограничиваются психотропными препаратами.
Обычно же многие клинические психологи работают в сотрудничестве с психиатрами, чтобы обеспечить все свои терапевтические нужды.
Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/klinicheskaya-psihologiya