Основы клинической психологии

Основы клинической психологии – Репина Н.В

Основы клинической психологии

Учебник будет полезен для студентов-психологов, школьных учителей, студентов педагогических вузов, врачей.

учебника

«Основы клинической психологии»

Теоретические основы клинической психологии

Введение в клиническую психологию

  1. Предмет клинической психологии
    1. История возникновения клинической психологии
    2. Задачи и разделы современной клинической психологии
  2. Работа клинических психологов в воспитательных и образовательных учреждениях
    1. Правовые и организационные аспекты клинико-психологической работы в воспитательных и образовательных учреждениях

Теория и методология клинической психологии

  1. Теоретические основания и основные методологические проблемы клинической психологии
  2. Норма и патология, здоровье и болезнь
    1. Проблема разграничения психологических феноменов и психопатологических симптомов
  3. Основные этапы и факторы возникновения психических и поведенческих расстройств

Методология клинико-психологического исследования

  1. Построение клинико-психологического исследования

Типология нарушений психической деятельности

  1. Нарушения ощущений и восприятия
  2. Нарушения произвольных движений и действий
  3. Расстройства речи, коммуникативных и учебных навыков
  4. Нарушения памяти
  5. Нарушения мышления
    1. Нарушения операционной стороны мышления
    2. Искажение процесса обобщения
    3. Нарушения динамики мышления
    4. Нарушения личностного компонента (нарушения целенаправленности мышления)
  6. Нарушения эмоциональной сферы
  7. Тревожные расстройства
  8. Расстройства настроения
  9. Нарушения сознания
    1. Общенаучная характеристика сознания
    2. Определение сознания в психиатрии
    3. Делириозное помрачение сознания
    4. Онейроидное (сновидное) состояние сознания
    5. Сумеречное состояние сознания
    6. Аментивный синдром (аменция)
    7. Коматозное состояние
    8. Деперсонализация

Пограничные психические состояния
Расстройства личности

  1. Классификация личностных расстройств
    1. Эксцентричные расстройства личности (с преобладанием нарушений мышления)
    2. Демонстративные расстройства личности (с преобладанием нарушений в эмоциональной сфере)
    3. Тревожно-астенические расстройства личности (с преобладанием нарушений волевой сферы)

Раздел 7. Психосоматические расстройства

  1. 7.1. Концепция «субъективной картины болезни» как психологическая основа соматопсихических расстройств
  2. 7.2. Психология инвалидности

Основы нейропсихологии

Мозговые механизмы высших психических функций

  1. Проблема локализации высших психических функций
  2. Теоретические основы и практическое значение нейропсихологии
  3. Структурно-функциональные принципы работы мозга
  4. Концепция структурно-функциональных блоков мозга А. Р. Лурия
  5. Синдромный анализ нарушения высших психических функций

Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия
Основные нейропсихологические симптомы и синдромы

  1. Сенсорные и гностические зрительные расстройства
  2. Сенсорные и гностические слуховые расстройства
  3. Сенсорные и гностические кожно-кинестетические расстройства
  4. Нарушения речи при локальных поражениях мозга
  5. Нарушение внимания при локальных поражениях мозга
  6. Нарушения памяти при локальных поражениях мозга
  7. Нарушения движений и действий при локальных поражениях мозга
  8. Нарушения мышления при локальных поражениях мозга
  9. Нарушения эмоций при локальных поражениях мозга

Возможности практического применения нейропсихологии

  1. Проблема восстановления высших психических функций
  2. Нейропсихология в школе
  3. Нарушение и восстановление функций письма, чтения и счета

Патопсихология

Методологические основы патопсихологии

  1. Патопсихология как составная часть клинической психологии
  2. Соотношение патопсихологии и психопатологии. Предмет патопсихологии
  3. Теоретические основы патопсихологии
  4. Значение патопсихологии для общепсихологической теории
  5. Задачи патопсихологии в клинике
  6. Задачи детской патопсихологии
  7. Возможность применения патопсихологического подхода в деятельности педагога-психолога
  8. Дизонтогенетический подход к исследованию нарушений психики в детском возрасте
    1. Понятие о психическом дизонтогенезе
    2. Патопсихологические параметры психического дизонтогенеза
    3. Классификация психического дизонтогенеза

Методы патопсихологического исследования

  1. Общая характеристика методов патопсихологического исследования
  2. Принципы патопсихологического экспериментального исследования
  3. Беседа и наблюдение в структуре патопсихологического эксперимента
  4. Этапы и технология проведения патопсихологического исследования
    1. Подготовка экспериментального исследования
    2. Проведение экспериментального исследования
    3. Анализ и интерпретация данных экспериментально-психологического исследования

Патопсихологический подход к исследованию нарушений психической деятельности и личности при психических расстройствах

  1. Нарушения восприятия
    1. Проблема агнозий в патопсихологии
    2. Псевдоагнозии при деменции
    3. Патопсихологические исследования обманов чувств
    4. Исследование нарушений мотивационного компонента перцептивной деятельности
  2. Нарушения памяти
    1. Нарушение непосредственной памяти
    2. Нарушения опосредованной памяти
    3. Нарушение динамики мнестической деятельности
    4. Нарушение мотивационного компонента памяти
  3. Нарушения мышления
    1. Нарушение операциональной стороны мышления
    2. Нарушение мотивационного (личностного) компонента мышления
    3. Нарушение динамики мыслительной деятельности
    4. Нарушение критичности мышления
  4. Нарушения умственной работоспособности
    1. Общепсихологическая характеристика работоспособности человека
    2. Клинические проявления нарушения умственной работоспособности
    3. Патопсихологический анализ нарушений умственной работоспособности при психических расстройствах
  5. Нарушения личности
    1. Нарушение опосредованности и иерархии мотивов
    2. Нарушение смыслообразования
    3. Нарушение подконтрольности поведения
    4. Формирование патологических черт личности

скачать учебник: «Основы клинической психологии»

Источник: https://www.booksmed.com/psixiatriya-psixologiya/2700-osnovy-klinicheskoy-psihologii-repina.html

Клиническая психология – Психологос

Основы клинической психологии

Александр Романович Лурия, 1934 г.

Блюма Вульфовна Зейгарник, 1921 г.

До 90-х годов “клиническая психология” означала то же, что и “медицинская психология​”, сегодня эти дисциплины нужно отличать. Также, не путайте клиническую психологию и психиатрию – это разные научные дисциплины.

Психиатрия работает с патологией (дефекты, требующие госпитализации и лечения в спецучреждениях – шизофрения, эпилепсия, маниакально-депрессивный психоз и т.д.).

Клиническая психология изучает различные «пограничные» отклонения и дезадаптации – там, где это еще не патология, но уже не норма.

Вопрос определения нормы и патологии является крайне сложным.

Сегодня в критерии психической нормы включают соответствующую возрасту человека зрелость чувств, адекватное восприятие действительности, наличие гармонии между восприятием явлений и эмоциональным отношением к ним, умение уживаться с собой и социальным окружением, гибкость поведения, критический подход к обстоятельствам жизни, наличие чувства идентичности, способность планировать и оценивать жизненные перспективы. Во многих случаях под психической нормой определяют то, насколько индивид адаптирован к жизни в социальной среде, насколько он продуктивен и критичен в жизни.

При постановке диагноза психиатры и клинические психологи пользуются как личным опытом и общими рекомендациями, так и Международной классификацией болезней (МКБ) и «Диагностическим и статистическим справочником по психическим расстройствам».

Предмет клинической психологии как научно-практической дисциплины:

  • Психические проявления различных расстройств.
  • Роль психики в возникновении, течении и предупреждении расстройств.
  • Влияние различных расстройств на психику.
  • Нарушения развития психики.
  • Разработка принципов и методов исследования в клинике.
  • Психотерапия, проведение и разработка методов.
  • Создание психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.

Если коротко, то клиническая психология – дисциплина, включающая в себя оценку психического здоровья, организацию и проведение научных исследований для понимания психических проблем, а также разработку, проведение и оценку психологической коррекции и помощи (психотерапии). Клинические психологи занимаются исследованием общепсихологических проблем, а также проблемами определения нормы и патологии, определением соотношения социального и биологического в человеке, а также решением проблем развития и распада психики.

История клинической психологии

Предпосылки возникновения клинической психологии были заложены психологическими исследованиями французских и русских психиатров конца 19 века.

Во Франции эмпирическими исследованиями психологической тематики занимались Р. Рибо, И. Тэн, Шарко, Жан Мартен, Ж.-М. Шарко, П. Жане. В России патопсихологические исследования вели С. С. Корсаков, И. А.

Сикорский, В. М. Бехтерев, В. Х. Кандинский и другие психиатры.

Первая психологическая лаборатория в нашей стране была основана В. М. Бехтеревым в 1885 г. при психиатрической клинике Казанского университета. В XX веке многочисленные исследования были проведены на базе Психоневрологического института им. Бехтерева.

Развитию клинической психологии в России серьёзно способствовали такие выдающиеся отечественные деятели науки как В. П. Осипов, Г. Н. Вырубов, И. П. Павлов, В. Н. Мясищев. Большую роль в становлении клинической психологии как науки сыграли идеи Л. С.

Выготского, которые были в дальнейшем развиты в общей психологии его учениками и сотрудниками А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, П. Я. Гальпериным, и другими.

В годы Великой Отечественной войны все крупные психологи, в том числе целый ряд известнейших ученых — А.Н.Леонтьев, Б.В.Зейгарник, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, Б.Г.

Ананьев и другие — пошли работать в военные госпитали: они помогали раненым с поражением головного мозга восстанавливать нарушенные психические функции.

Это дало толчок развитию клинической психологии, потому что был накоплен обширнейший материал по нарушениям психических функций, связанных с локальными поражениями мозга.

Разделы клинической психологии

Патопсихология занимается вопросами нарушений психики человека, расстройствами адекватного восприятия мира из-за поражений центральной нервной системы. Патопсихология изучает закономерности распада психических процессов при разных расстройствах (болезнях), а также факторы, способствующие созданию эффективных коррекционных методов лечения. См.→

Нейропсихология — обширная научная дисциплина, исследующая роль мозга и центральной нервной системы в психических процессах, затрагивающая вопросы как психиатрии и неврологии, так и философии сознания, когнитивной науки и искусственных нейрональных сетей.

Советская школа нейропсихологии занималась в основном исследованием причинно-следственных отношений между поражениями мозга, их локализацией и изменениями со стороны психических процессов.

В её задачи входило изучение нарушенных психических функций в результате повреждения головного мозга, исследование локализации очага поражения и вопросов восстановления нарушенных психических функций, а также разработка теоретических и методологических проблем общей и клинической психологии. См.→

Психосоматика исследует проблемы больных соматическими расстройствами, в происхождении и течении которых большую роль играет психологический фактор.

В сферу психосоматики входят вопросы, связанные с онкологическими и другими тяжёлыми заболеваниями (извещение о диагнозе, психологическая помощь, подготовка к операции, реабилитация и др.

) и психосоматическими расстройствами (при переживании острой и хронической психической травмы; проблемы включают симптомы ишемической болезни сердца, язвенные болезни, гипертоническое расстройство, нейродермиты, псориазы и бронхиальную астму). См.→

Психологическая коррекция, или психокоррекция, связана с особенностями помощи больному человеку.

В рамках данного раздела происходит разработка психологических основ психотерапии, психологическая реабилитация как системная медико-психологическая деятельность, направленная на восстановление личного социального статуса путём различных медицинских, психологических, социальных и педагогических мероприятий, психогигиена как наука о сохранении и поддержании психического здоровья, психопрофилактика, или совокупность мероприятий по предупреждению психических расстройств, а также медико-психологическая экспертиза трудоспособности. См.→

Психотерапия — основной метод психологической коррекции, осуществляемый клиническим психологом, в общем виде представляющий собой набор техник и методик, применяемых психотерапевтом для проведения изменений психоэмоционального состояния человека, его поведения и коммуникативных паттернов, улучшению его самочувствия и улучшению способности к адаптации в социуме. Психотерапии проводятся как в индивидуальном порядке, так и в группах. См.→

Методы клинической психологии

В клинической психологии используется множество методов, позволяющих объективизировать, дифференцировать и квалифицировать различные варианты нормы и патологии. Выбор методики зависит от задачи, стоящей перед психологом, психического состояния больного, образования пациента, степени сложности психического нарушения. Выделяют следующие методы:

Клиническая психология и психиатрия

Хотя клинические психологи и психиатры разделяют общую фундаментальную задачу — лечение психических расстройств — их подготовка, воззрения и методологии зачастую весьма отличаются.

Возможно, наиболее важным отличием является то, что психиатры — это медицинские врачи с как минимум 4-5 годами медицинской подготовки и ещё несколькими годами интернатуры, в течение которой они зачастую могут выбрать узкую специализацию (например, работа с детьми или инвалидами).

Следствием этого является то, что психиатры, как правило, используют медицинскую модель для оценки психологических проблем (то есть клиентов они рассматривают как пациентов с заболеваниями), а лечение их зачастую основывается на применении психотропных препаратов как главного метода по достижению лечебного эффекта (хотя многие психиатры и используют в своей деятельности психотерапию). Их медицинская подготовка позволяет им в полной мере использовать всё медицинское оснащение современной клиники.

Клинические психологи же, как правило, не прописывают медикаменты, хотя в последние годы в некоторых штатах США наблюдается движение по разрешению психологам с некоторыми ограничениями прописывать медикаментозные препараты.

Для этого им необходимо пройти дополнительную специальную подготовку, а медикаменты, в основном, ограничиваются психотропными препаратами.

Обычно же многие клинические психологи работают в сотрудничестве с психиатрами, чтобы обеспечить все свои терапевтические нужды.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/klinicheskaya-psihologiya

Ваш доктор
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: