МКБ 10 — Умственная отсталость глубокая (F73)

Содержание
  1. Глубокая умственная отсталость код мкб
  2. Умственная отсталость легкой степени
  3. Умственная отсталость умеренная
  4. Умственная отсталость тяжелая
  5. Умственная отсталость глубокая
  6. Умственная отсталость неуточненная
  7. Описание
  8. Дополнительные факты
  9. Социальная адаптация при дебильности
  10. /F73/ Умственная отсталость глубокая
  11. F72.99 Умственная отсталость тяжелая без указаний на нарушение поведения, обусловленная неуточненными причинами
  12. F73.01 Умственная отсталость глубокая с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией
  13. F73.09 Умственная отсталость глубокая с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная неуточненными причинами
  14. F73.19 Умственная отсталость глубокая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения, обусловленная неуточненными причинами
  15. F73.83 Умственная отсталость глубокая с другими нарушениями поведения, обусловленная фенилкетонурией
  16. F73.86 Умственная отсталость глубокая с другими нарушениями поведения, обусловленная гипотиреозом
  17. F73.89 Умственная отсталость глубокая с другими нарушениями поведения, обусловленная неуточненными причинами
  18. F73.98 Умственная отсталость глубокая без указаний на нарушение поведения, обусловленная другими уточненными причинами
  19. Умственная отсталость у взрослых. Клинические рекомендации
  20. Термины и определения
  21. 1.1 Определение.
  22. 1.2 Этиология и патогенез.
  23.  1.3 Эпидемиология.
  24. 1.4 Кодирование по МКБ 10
  25. 1.5 Классификация.
  26.  2.1 Жалобы и анамнез

Глубокая умственная отсталость код мкб

МКБ 10 — Умственная отсталость глубокая (F73)

Состояние задержанного или неполного умственного развития, которое характеризуется прежде всего снижением навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т.е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности). Умственная отсталость может возникнуть на фоне другого психического или физического нарушения либо без него.

Степень умственной отсталости обычно оценивается стандартизованными тестами, определяющими состояние пациента.

Они могут быть дополнены шкалами, оценивающими социальную адаптацию в данной окружающей обстановке. Эти методики обеспечивают ориентировочное определение степени умственной отсталости.

Диагноз будет также зависеть от общей оценки интеллектуального функционирования по выявленному уровню навыков.

Интеллектуальные способности и социальная адаптация со временем могут измениться, однако достаточно слабо. Это улучшение может явиться результатом тренировки и реабилитации. Диагноз должен базироваться на достигнутом на настоящий момент уровне умственной деятельности.

При необходимости идентифицировать состояния, связанные с умственной отсталостью, такие, как аутизм, другие нарушения развития, эпилепсия, расстройства поведения или тяжелый физический недостаток, используют дополнительный код.

Для идентифицикации степени умственной недостаточности рубрики F70-F79 употребляются со следующим четвертым знаком:

  • .0 С указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения
  • .1 Значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения
  • .8 Другое нарушение поведения
  • .9 Без указаний на нарушение поведения

F70

Умственная отсталость легкой степени

Ориентировочный IQ составляет 50-69 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 9-12 лет). Вероятны некоторые трудности обучения в школе. Многие взрослые будут в состоянии работать, поддерживать нормальные социальные отношения и вносить вклад в общество.

Включены:

  • слабоумие
  • умственная субнормальность умеренной степеньи

F71

Умственная отсталость умеренная

Ориентировочный IQ колеблется от 35 до 49 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 6-9 лет).

Вероятно заметное отставание в развитии с детства, но большинство может обучаться и достичь определенной степени независимости в самообслуживании, приобрести адекватные коммуникационные и учебные навыки.

Взрослые будут нуждаться в разных видах поддержки в быту и на работе.

Включена: умственная субнормальность средней тяжести

F72

Умственная отсталость тяжелая

Ориентировочный IQ колеблется от 20 до 34 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 3-6 лет). Вероятна необходимость постоянной поддержки.

Включена: резко выраженная умственная субнормальность

F73

Умственная отсталость глубокая

Ориентировочный IQ ниже 20 (в зрелом возрасте умственное развитие ниже развития в трехлетнем возрасте). Результатом является тяжелое ограничение самообслуживания, коммуникабельности и подвижности, а также повышенная сексуальность.

Включена: глубокая умственная субнормальность

F78

Умственная отсталость неуточненная

Включены: умственная:

  • недостаточность БДУ
  • субнормальность БДУ
  1. Описание
  2. Дополнительные факты
  3. Причины
  4. Диагностика
  5. Лечение
  6. Основные медицинские услуги
  7. Клиники для лечения

 Название: F70 Умственная отсталость легкой степени.

Вид больной с гипотиреозом до (справа) и после (слева) лечения

Описание

 Дебильность. Самая легкая форма умственной отсталости, характеризующаяся значительным снижением способности к абстрактному мышлению и обобщению при сохранности моторики.

Типичным для дебильности является наглядно-образное мышление, невозможность построения сложных умозаключений, затруднение в улавливании внутренних связей между предметами и событиями, недоразвитие нравственных и волевых качеств, безынициативность, легкая внушаемость.

Наряду с проведением специфической, корригирующей и симптоматической терапии пациентам с дебильностью необходима социальная адаптация, правильное психологическое воспитание, специальное школьное и трудовое обучение.

Дополнительные факты

 Дебильность представляет собой самую легкую степень олигофрении, к которой также относятся имбецильность и идиотия. Дебильность является наиболее распространенным видом снижения интеллекта у детей. Она составляет около 75% всех случаев умственной отсталости.

Наряду с термином «дебильность» в медицине и психологии употребляются такие названия, как «легкая олигофрения» и «умственная субнормальность».

 Следует отличать дебильность от пограничной умственной отсталости (пограничного интеллекта), формирующегося в результате задержки психического развития ребенка, вызванной внешними факторами: неблагоприятными условиями жизни ребенка (например, грубым обращением с детьми или отсутствием заботы о них в семье), интеллектуальной депривацией, врожденными или приобретенными в раннем детстве физическими дефектами (например, слепотой, глухотой), ограничивающими познавательные возможности ребенка и препятствующими его корректному умственному развитию.

 В зависимости от степени недоразвития интеллектуальных и психических способностей дебильность классифицируют на легкую, средней тяжести и тяжелую. Как и другие варианты олигофрении, по преобладающим проявлениям дебильность подразделяют на атоническую, астеническую, дисфорическую и стеническую формы.

Социальная адаптация при дебильности

Источник: https://eltransteh.ru/glubokaja-umstvennaja-otstalost-kod-mkb/

/F73/ Умственная отсталость глубокая

МКБ 10 — Умственная отсталость глубокая (F73)

F72.95РосУмственнаяийское обществоотсталостьп ихиатровтяжелая(РОПбез) –указанийpsychiatr.ruна нарушение поведения, обусловленнаяК оглавлению гипертиреозом

F72.99 Умственная отсталость тяжелая без указаний на нарушение поведения, обусловленная неуточненными причинами

У больных коэффициент умственного развития ниже 20, что означает, что они весьма ограничены в способностях к пониманию или выполнению требований или инструкций.

Большинство таких больных неподвижны или резко ограничены в подвижности, страдают недержанием мочи и кала и с ними возможны лишь самые рудиментарные формы невербальной коммуникации.

Они неспособны или малоспособны заботиться о своих основных потребностях и нуждаются в постоянной помощи и надзоре.

Диагностические указания:

Коэффициент умственного развития ниже 20. Понимание и использование речи ограничивается в лучшем случае выполнением основных команд и выражением элементарных просьб. Могут приобретаться наиболее базисные и простые зрительнопространственные навыки и при адекватном надзоре и руководстве больные могут принимать участие в домашних и практических делах.

В большинстве случаев устанавливается органическая этиология. Часты оказывающие влияние на подвижность тяжелые неврологические и другие соматические нарушения, такие как эпилепсия, а также расстройства зрения и слуха. Особенно часты общие расстройства развития в наиболее тяжелых формах, в частности атипичный аутизм.

Эти расстройства более характерны для неподвижных больных.

Включаются: идиотия;

глубокая олигофрения.

/F73.0/Умственная отсталостьглубокая с указанием наотсутствие илислабую выраженностьнарушенияповедения

F73.01 Умственная отсталость глубокая с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией

232

F73.02РосУмственнаяийское обществоотсталостьп ихиатровглубокая(РОПс)указанием– psychiatr.ruна отсутствие или слабую выраженностьК оглавлению нарушения поведения, обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом F73.03 Умственная отсталость глубокая с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная фенилкетонурией

F73.09 Умственная отсталость глубокая с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная неуточненными причинами

/F73.1/Умственная отсталостьглубокая со значительными нарушениями поведения, требующими уходаи лечения

F73.11 Умственная отсталость глубокая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения, обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией F73.

12 Умственная отсталость глубокая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения, обусловленная предшествующей травмой илифизическим агентом F73.

13 Умственная отсталость глубокая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения, обусловленная фенилкетонурией

F73.19 Умственная отсталость глубокая со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения, обусловленная неуточненными причинами

233

/F73.8/РоссийУмственнаякое обществоотпсихиатровсталость(глубокаясРОП) – psychiatrдругими.ru нарушениями поведенияК оглавлению

F73.83 Умственная отсталость глубокая с другими нарушениями поведения, обусловленная фенилкетонурией

F73.84 Умственная отсталость глубокая с другими нарушениями поведения, связаннаяс хромосомными нарушениями

F73.86 Умственная отсталость глубокая с другими нарушениями поведения, обусловленная гипотиреозом

F73.87 Умственная отсталость глубокая с другими нарушениями поведения, связаннаяс недоношенностью

F73.89 Умственная отсталость глубокая с другими нарушениями поведения, обусловленная неуточненными причинами

/F73.9/Умственная отсталостьглубокая без указаний на нарушение поведения

F73.98 Умственная отсталость глубокая без указаний на нарушение поведения, обусловленная другими уточненными причинами

234

Источник: https://studfile.net/preview/5868596/page:64/

Умственная отсталость у взрослых. Клинические рекомендации

МКБ 10 — Умственная отсталость глубокая (F73)

  • умственная отсталость
  • взрослые
  • нарушения поведения
  • интеллект
  • адаптивное поведение
  • коэффициент умственного развития

КТ – компьютерная томография

МКБ-10 – Международная классификация болезней 10 пересмотра

МРТ – магнитно-резонансная томография

УЗИ – ультразвуковое исследование

ЭЭГ – электроэнцефалография

ЛПМ – лечебно-производственные мастерские

ЦНС – центральная нервная система

ПНД – психоневрологический диспансер

Термины и определения

Умственная отсталость у взрослых – гетерогенная группа состояний, обусловленных врожденным или рано приобретенным недоразвитием психики с выраженной недостаточностью интеллекта (когнитивных, речевых, социальных способностей), сопровождающееся нарушением адаптивного поведения, затрудняющим или делающим полностью невозможным адекватное социальное функционирование индивидуума.

1.1 Определение.

По международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10), умственная отсталость – это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Для кодировки диагноза умственной отсталости в МКБ-10 предложено использование раздела F7 (F70 – 79) с уточняющими после точки цифрами в зависимости от этиологии, а также наличием или отсутствием сопутствующих значительных нарушений поведения.

Интеллект не является единой характеристикой, и оценивается на основе большого числа различных более или менее специфичных навыков.

Хотя у каждого человека существует общая тенденция развития всех этих навыков на сходном уровне, могут иметь место и существенные расхождения, особенно у умственно отсталых лиц.

Такие люди могут обнаруживать тяжелые нарушения умственной отсталости, они могут показывать более высокую продуктивность в одной отдельной сфере (например, по простым зрительно-пространственным заданиям).

Такая ситуация затрудняет диагностическую оценку умственно отсталых лиц. Определение интеллектуального уровня должно основываться на всей доступной информации, включая клинические данные, адаптивное поведение (с учетом культуральных особенностей) и продуктивность по психометрическим тестам.

Для достоверного диагноза должен устанавливаться пониженный уровень интеллектуального функционирования, приводящий к недостаточной способности адаптироваться к повседневным запросам нормального социального окружения. Сопутствующие психические или соматические расстройства оказывают большое влияние на клиническую картину и использование имеющихся навыков.

Выбранная диагностическая категория должна поэтому основываться на общей оценке способностей, а не на оценке какой-либо отдельной области или одного типа навыков. Приводимые коэффициенты умственного развития должны использоваться с учетом проблем кросс-культуральной адекватности.

Приведенные ниже категории представляют собой произвольное подразделение сложного континуума и не могут определяться с абсолютной точностью.

Коэффициент умственного развития должен определяться по индивидуально назначаемому стандартизованному тесту, для которого установлены местные культуральные нормы, и выбранный тест должен быть адекватен уровню функционирования и дополнительным специфическим неблагоприятным для функционирования условиям, в которых находится индивидуум, например, должны учитываться нарушения экспрессивной речи, нарушения слуха, соматические факторы. Шкалы социальной зрелости и адаптации, также стандартизованные с учетом местных условий, должны по возможности заполняться на основании расспроса родителей или лиц, обеспечивающих уход за больным, которые знают способности индивидуума в повседневной жизни. При невыполнении стандартизованных процедур диагноз должен устанавливаться лишь как временный [5].

1.2 Этиология и патогенез.

Разнообразие патогенных факторов и неспецифичность умственной отсталости затрудняют оценку причинно-следственных связей в происхождении умственной отсталости. В большинстве случаев средовые и эндогенные (наследственные) факторы выступают в сложном взаимодействии и единстве.

Однако имеются и общие для всех форм интеллектуального недоразвития патогенетические звенья, приводящие к сходным клиническим проявлениям синдрома умственной отсталости, среди которых особенно важная роль принадлежит хроногенному фактору, то есть периоду онтогенеза, в котором происходит поражение развивающегося мозга. Различные патогенные воздействия, как генетические, так и экзогенные, действуя в один и тот же период, могут вызывать однотипные клинические проявления, в то время как один и тот же этиологический фактор, воздействуя на разных этапах онтогенеза, может приводить к различным последствиям [3].

При умственной отсталости, представляющей собой полиморфную группу патологических состояний, отмечается большое разнообразие клинико-психопатологических расстройств. Выделяются клинически дифференцированные и клинически недифференцированные формы умственной отсталости [2].

В группу клинически дифференцированной умственной отсталости входят нозологически самостоятельные заболевания со специфической клинико-психопатологической и соматоневрологической картиной, для которых психическое недоразвитие является одним из симптомов, как правило, самым тяжелым. Чаще – это генетически обусловленные нарушения, или клинически очерченные синдромы с характерным соматоневрологическими проявлениями, этиология которых еще не ясна.

Различные формы умственной отсталости значительно отличаются друг от друга по своим патогенетическим механизмам. Однако имеются и общие звенья патогенеза,

Около 75 % умственной отсталости обусловлено поражением головного мозга во внутриутробном периоде. Нарушение формирования органов и систем чаще всего происходит во время критических этапов их развития.

Все внутриутробные аномалии развития подразделяют на бластопатии, обусловленные поражением зародыша в период бластогенеза (до 4 нед. беременности), эмбриопатии – поражение в период эмбриогенеза, то есть от 4 нед. до 4 мес.

беременности, а также фетопатии – поражение плода в сроки от 4 мес. до конца беременности [6].

 1.3 Эпидемиология.

Показатели распространенности умственной отсталости в мире по данным официальной медицинской отчетности колеблются в широком диапазоне: от 3,04 до 24,6 и выше на тысячу населения.

По данным Всемирной организации здравоохранения показатели распространенности умственной отсталости в популяции колеблются в пределах от 1 до 3 % населения.

В регионах, где имеет место воздействие экопатогенных факторов, а также наблюдаются изолированные социальные группы, распространенность данной патологии может достигать 7 %. Среди лиц мужского пола умственная отсталость встречается примерно в 1,5 раза чаще, чем среди женщин.

Подобное соотношение наиболее заметно при легкой степени психического недоразвития, а при выраженных степенях интеллектуальной недостаточности, как правило, количественной разницы между мужчинами и женщинами не наблюдается [7].

1.4 Кодирование по МКБ 10

Умственная отсталость легкой степени (F70):

F70.0 ­– Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или       слабую выраженность нарушения поведения;

F70.1 ­– с указанием на значительные поведенческие нарушения;

 F70.8 ­– другие поведенческие нарушения;

 F70.9 – поведенческие нарушения не определены.

Умственная отсталость умеренной степени (F71):

F71.0 ­– Умственная отсталость умеренной степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения;

F71.1 ­– с указанием на значительные поведенческие нарушения;

F71.8 ­– другие поведенческие нарушения;

F71.9 – Умственная отсталость умеренной степени без указаний на нарушение     поведения.

Умственная отсталость тяжелая (F72):

F72.0 ­– Умственная отсталость тяжелая с указанием на отсутствие или слабую             выраженность нарушения поведения;

F72.1 ­– с указанием на значительные поведенческие нарушения;

F72.8 ­– другие поведенческие нарушения;

F72.9 – Умственная отсталость умеренной степени без указаний на нарушение     поведения.

Умственная отсталость глубокая (F73):

F73.0 ­– Умственная отсталость глубокая с указанием на отсутствие или слабую             выраженность нарушения поведения;

F73.1 ­– с указанием на значительные поведенческие нарушения;

F73.8 ­– другие поведенческие нарушения;

F73.9 – Умственная отсталость умеренной степени без указаний на нарушение     поведения.

1.5 Классификация.

 В качестве основного критерия группировки умственной отсталости используется выраженность глубины интеллектуального дефекта и степени нарушения адаптивного поведения.

В МКБ-10 выделяется умственная отсталость легкой степени (F70), умеренная (F71), тяжелая (F72) и глубокая (F73). Выделяются также разделы F78 (другая умственная отсталость) и F79 (неуточненная умственная отсталость).

По этиологическому принципу выделяют дифференцированные (при этом следует использовать дополнительный код из МКБ-10) и недифференцированные формы умственной отсталости [10].

 2.1 Жалобы и анамнез

С помощью расспроса собираются жалобы и субъективный анамнез (если позволяет уровень психического развития пациента). Как правило, субъективные жалобы у взрослых больных касаются трудностей обучения и адаптации в сообществе, речевых нарушений, а также касаться жалоб, обусловленных коморбидными расстройствами.

Расспрос должен проводиться в атмосфере доверительности и непринужденности, максимально исключающей постороннее вмешательство и любые другие отвлекающие факторы.

Задаваемые вопросы должны быть по возможности краткими, простыми, однозначными и понятными пациенту. Учитывая повышенную внушаемость умственно отсталых лиц, необходимо отказаться от суггестивных (внушающих) вопросов.

  Анамнестические сведения собираются, как правило, от прошлого к настоящему.

  • Рекомендован сбор объективного анамнеза. [1]

Уровень убедительности рекомендаций 3 (уровень достоверности доказательств – B)

Источник: https://medi.ru/klinicheskie-rekomendatsii/umstvennaya-otstalost-u-vzroslykh_14316/

Ваш доктор
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: